«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» БАТО ДУГАРЖАПОВ

«Озарение возникает в статусе незашоренного поиска» (Бато Дугаржапов)


Странник – синомим путешественника, пилигрима, в эссе-релизе я использовала метафору при определении сути творчества художника Бато Дугаржапова. По-моему мнению он – странствующий в свете и цвете, и именно здесь нужно искать истоки его живописной манеры. В одном интервью его спросили о религии и вере. «Я еще только иду навстречу Богу», – это ответ художника.
 «Ветер пленэра» - так решил назвать свой проект в галерее Альперт автор. А я вижу здесь не просто название, а присутствие «ветра», который и не ветер вовсе, а «дух проникающий» в процесс работы над картиной. Вспоминаются известные молитвенные флажки, присущие традиции буддизма, молитвы, напечатанные или написанные на них, духи ветра несут к Всевышнему. Я не люблю изречение «рукой художника пишет Господь». Это не так, пишет рука художника, его сердце, его душа! Душа – как маленький лепесток, всегда юный, трепещущий от энергии, которую несет чувство красоты. А эстетика красоты – это главное в творчестве Бато. Он живет в потоке энергий на природе, и, возможно, испытание аллергией ему дано было для того, чтобы вначале лицезреть, а потом запечатлеть на картине Мир, который видит он, а потом уже его зритель. Сейчас многие говорят и пишут о качестве произведений искусства. Что считать искусством, а что нет. Много точек зрения на эту тему, особенно в контексте современных философских учений. Качество и бережное отношение к предмету его исследования – это то, что мы видим на картинах Бато Дугаржапова. Природа – это тоже объект для исследования, объект, который меняется каждую секунду, солнечный свет, цветные переливы - интонации в палитре облаков от густых тревожных до почти прозрачной дымки. 
Стиль Бато Дугаржапова – это стиль Бато Дугаржапова. И не нужно здесь давать характеристики стилей – импрессионизм, постимпрессионизм с элементами экспрессии, абстрактный импрессионизм… Сейчас нет четкого разграничения стилей, главное в другом – у него свой почерк, свой художественный язык. Язык этот иногда лиричный, иногда ироничный, иногда злой, как и настроение художника, которое меняется в зависимости от многих факторов. Он создает чувственный образ природы, выразительно, экспрессивно порой. Все зависит от его мировосприятия в настоящий момент и мироощущения. Здесь истоки художественного образа Бато Дугаржапова, песня его души, живущей в гармонии с природой. 
Именно потому – живопись для него – это ощущения, которые возникают при разделении (расслоении) цветового спектра, он препарирует цвет, как опытный хирург препарирует тело. 
Я начала эссе-релиз с цитаты Бато и закончу его же цитатой: «Художник является ошибкой природы. Проигрышная битва с самим собой. Природа, очарованный художник, холст и обратно - холст, разочарованный художник, изменившееся состояние природы. Образ проходит через художника. Опыт ошибок может не допустить предстоящую битву или соглашается на все 10 раундов».

 

Автор текста искусствовед, культуролог Галина Мажейкина

Москва, Красноказарменная, 3 info@artnow.club +7(999)3359900